К вопросу о словесном характере фирменного наименования, в которое включены цифры

Через одно из агентств, с которыми я сотрудничаю как эксперт, пришёл интересный запрос. Дело касается фирменного наименования. Хочу рассмотреть возможности эксперта в этом случае.

Вот вкратце суть дела. Предприниматель Икс назвал свой пункт по продаже билетов «Зеленой кассой». Выглядела вывеска вот так:

Через некоторое время ему пришло предупреждение от Федеральной антимонопольной службы с требованием прекратить использовать это наименование, поскольку оно уже зарегистрировано другим предпринимателем Игреком для остановочного пункта при пассажирских перевозках и может ввести потребителей в заблуждение.

Предприниматель Икс решил переформатировать наименование, заменив букву «з» в названии на цифру «13». И название стало выглядеть так:

Чтобы закрепить свою позицию, предприниматель Икс решил заручиться мнением эксперта-лингвиста по вопросу о том, является ли вообще элемент «13еленая» словом, а также сходен ли такой элемент со словом «Зеленая».

Признаюсь: если бы к запросу не прилагались фотографии, я могла бы счесть образование «13еленая» лишённым словесного облика. Это уже нечто среднее между словом и графемой и явно фантазийное (окказиональное) образование, приближающееся по функциям к изобразительному (не словесному) товарному знаку. Тем более что использован определённый хорошо запоминающийся тип шрифта.

Но поскольку изображения до и после изменений имеются, я вынуждена констатировать, что лингвистическая экспертиза в данном случае предпринимателю Икс не поможет.

Дело в том, что цифра 13 на новой вывеске никак не акцентирована. Она набрана тем же шрифтом и с использованием того же оттенка зелёного цвета. Графически она тоже никак не выделена: не набрана знаками бОльшей или, напротив, меньшей высоты по отношению к высоте других букв. И при взгляде на название возникает полное впечатление, что написано по-прежнему «Зеленая касса», только почему-то с цифрой 1 в начале. А такое наименование, к сожалению, по-прежнему сходно до степени смешения с чужим зарегистрированным наименованием «Зеленая касса».

Как бы я порекомендовала изменить вывеску, чтобы снять претензии ФАС?

Вопрос в том, чтобы доказать (графически), что на вывеске написано именно «13еленая касса», то есть выражение является фантазийным и как такового словесного характера не носит. Соответственно, цифру 13 следует визуально акцентировать: выделить иным контрастным цветом (например, красным), или изменить шрифт и начертание (например, на курсивную антикву с тонкими линиями и с более явно выраженными засечками), или сделать цифру более заметной, выполнив её кеглем заметно бОльшего по отношению к остальным знакам размера. А лучше внести сразу все три этих изменения.

Конечно, тогда может потеряться само смысловое восприятие названия. То есть потребители не будут понимать, что написано, а такие знаки, к сожалению, обычно вызывают подспудное раздражение в силу необходимости прилагать усилия к прочтению и усвоению информации. Но поставленная антимонопольной службой задача будет выполнена. Какое из двух зол выбрать (или вообще сменить-таки название), решать только заказчику. А что думаете вы?

Спасибо за внимание!

Анастасия АКИНИНА,

автор блога «ЛингЭксперт», независимый эксперт-лингвист, специалист в области графического дизайна и патентоведения,

член Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС), член Судебно-экспертной палаты РФ,

член Союза журналистов России.

 

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *