Работа эксперта-лингвиста связана с огромным количеством информации, которую необходимо не только быстро перерабатывать, но и хранить. А перед этим находить, разумеется.
Сегодня я решила сделать небольшую подборку лайфхаков, которые лично мне помогают упростить поиск и приобретение нужных пособий, а потом работу с ними. Статья будет маленькой, но насыщенной.
1. Основа работы эксперта-лингвиста – словари и справочники. К сожалению, не все они есть на «Грамоте.ру». Да и вообще, я предпочитаю иметь собственную словарную литературу, чтобы иметь к ней доступ в любое время, не привязываясь к наличию интернета. Мой главный лайфхак здесь – 90% словарей иметь в электронном виде, желательно в формате PDF. С помощью современных программ можно делать по таким документам быстрый поиск и копировать информацию. Очень удобно, и книжный шкаф не захламляется.
2. Если всё же хочется или нужно иметь книгу в бумажном виде, предпочитаю покупать их на букинистических сайтах. С нынешними ценами на новую литературу и почтовой доставкой букинистика – лучший, а порой единственны выход. Мой любимый портал для этого – «Алиб». Рекомендую. Кстати, там же вы и сами можете продать ставшие ненужными книги. Правда, предстоит пройти довольно сложную процедуру регистрации и освоить принципы загрузки списков книг на сайт.
3. Иногда самый лучший вариант – даже не букинистический магазин, а покупка книги непосредственно у автора. Именно так я приобрела «Основы лингвокриминалистики» И.А. Стернина и «Товарный знак: вопросы функционирования и лингвистической экспертизы» М.Е. Новичихиной. Хорошая практика для новой, только что вышедшей литературы. Такой вариант может обойтись вам гораздо дешевле, чем в интернет-магазинах.
4. Всё больше убеждаюсь: чтобы состояться в сфере лингвистической экспертизы, необходимо иметь широкий кругозор. И постоянно его расширять всю жизнь, сделав это правилом. Как ни странно, лингвисту в собственной профессии могут помочь авторов из совершенно других областей. Например, мемуары криминалиста, записки судебного врача, беллетристика по социологии или писательскому мастерству. Советую читать такие материалы (и сама это делаю). Если интересно, напишите в комментариях, и я сделаю отдельный пост с книгами, которые сама прочла из других сфер знания и могу рекомендовать.
5. Чтобы материал лучше запоминался, советую делать выписки, создавать таблицы или списки основных положений из прочитанных документов или пособий. Вообще уже неоднократно доказано, что вести записи – это один из главных ключей к успеху. На этот счёт есть хорошая статья у моего любимого блогера Анны Валентиновны Кирьяновой – «Три простых навыка, которые обеспечат успех». Я уже приняла к сведению.
6. Иногда документ, который необходимо прочитать, слишком большой. Или их много сразу. В этом случае спасёт «перелицовка» текста в аудиоформат. С помощью программ KoobAudio (для Windows) и VoiceAroundReader (для Android) можно слушать печатный текст в разных форматах. Программы можно бесплатно скачать в интернете.
А какими профессиональными приёмами работы с информацией пользуетесь вы? Пишите о своих находках, и, возможно, мы вместе сделаем ещё одну статью в продолжение темы.
Анастасия АКИНИНА.