Реклама в интернете: нововведения 2022 года. Как отличить рекламу от информации

Ещё в 2021 году было объявлено о планах наделить Роскомнадзор правом вести учёт, хранение и обработку информации об интернет-рекламе, в том числе сведений о рекламодателях, рекламораспространителях и операторах рекламных систем.

Информацию в Роскомнадзор обязаны предоставлять все, кто показывает рекламу пользователям из России. Исключение — только для операторов социальной рекламы. Непредоставление сведений, полное или частичное, будет нарушать закон «О рекламе».

Нововведения должны вступить в силу с 1 сентября 2022 года.

Ещё из нового и значимого: с текущего года введена обязательная маркировка рекламы. То есть каждому объявлению оператор рекламных данных должен присвоить уникальный идентификационный номер, благодаря которому любое интернет-объявление можно будет отследить от данных заказчика и исполнителя до потраченных на рекламную кампанию бюджетов.

Вся информация будет храниться Роскомнадзором в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР), который будет включать информацию о заказчиках, договорах и платежах по ним, информация об объявлении (образцы рекламы, метаданные, показы и площадки, стоимость, заказчики).

То есть теперь для запуска рекламной кампании рекламное агентство или отдельный исполнитель должны зарегистрировать объявление через операторов рекламных данных. Именно операторы отвечают за сбор, обработку и подачу сведений в единый реестр, откуда информация поступает в ФНС и ФАС.

На роль возможного оператора данных претендуют, в том числе, «Яндекс» и «ВК».

Заказчики рекламы от нововведений не пострадают: нужно просто перезаключить договоры с агентствами и исполнителями, причём в договоре обязательно должен быть пункт о согласии на то, чтобы агентство передавало данные оператору от вашего имени. Гораздо больше затруднений появится у рекламных агентств, поскольку на каждое объявление теперь нужна отчётность перед госструктурой.

Неясно, как быть с рекламой, о которой заказчик напрямую договаривается с сайтом или блогером (в том числе и с нативной рекламой, составляющей огромный пласт рекламной информации в современном мире). Пока что закон оставляет гораздо больше вопросов, чем ответов. Статья 18.1, внесённая в закон «О рекламе» в соответствии с не вступившими пока что в силу изменениями, обязывает лиц, разместивших объявление на своём ресурсе, делать рядом пометку «Реклама»:

«Реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещённой в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и(или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети, содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы» (пункт 16 статьи 18.1 закона «О рекламе»).

Напомню, что по нашему законодательству (в соответствии с частью 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ «О рекламе») рекламой НЕ считаются:

— политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума, в период предвыборной кампании или времени проведения референдума (после завершения или до начала официальной предвыборной кампании политическую рекламу можно рассматривать как социальную, то есть требования закона «О рекламе» на неё распространяются в этом случае в полной мере);

— информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

— справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

— сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

— вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, в том числе размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте её нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте оказания услуг (сведения о режиме работы, реализуемых товарах, предоставляемых услугах и др.);

— объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Сюда же подходит информация об аренде помещения (размещённая непосредственно в месте нахождения этого помещения): хотя она может быть косвенно связана с осуществлением предпринимательской деятельности, в целом такие объявления носят справочный характер, сообщая о статусе помещения. В эту категорию также входят театральные афиши и киноафиши на зданиях учреждений культуры или специальных стендах: они сообщают о репертуаре учреждения, то есть носят справочный характер;

— информация о товаре, его изготовителе, об импортёре или экспортёре, размещённая на товаре или его упаковке;

— любые элементы оформления товара, помещённые на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

— упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

А вот относится к рекламе информация о товаре или услуге, способствующая их продвижению. Например, информация о скидках или акциях (даже если она расположена непосредственно по месту нахождения организации), демонстрация преимуществ товара/услуги (в том числе и посредством описания), слоганы, лозунги и, разумеется, прямые приглашения или призывы к действию (к покупке, регистрации на каком-то ресурсе, к посещению мероприятия и т.д.).

Моя рекомендация блогерам (кстати, я и сама к ним отношусь, ведя этот сайт и ещё блог о книгах «Ариаднина нить» на площадке Яндекс.Дзен):

  • не забывать делать пометку «Реклама» на любых материалах, содержащих способствующую продвижению товара/услуги информацию, и давать ссылку на сайт рекламодателя,
  • не забывать, что под понятие рекламы в этой трактовке подходят и нативная реклама (если только она не социальная), а также применение партнёрской ссылки в публикации.,
  • иметь в виду, что при размещении НЕ в месте расположения организации (в том числе и за пределами её сайта) информация о её деятельности теряет справочный характер.

Анастасия АКИНИНА,

независимый лингвист-эксперт, член ГЛЭДИС, член Палаты судебных экспертов «СУДЭКС», автор блога «ЛингЭксперт».

0

Обсуждение закрыто.